Можно ли считать борьбу со старением социальной задачей человечества или это барьер, который мы никогда не сможем преодолеть? Об этом размышляем в большой статье о предпосылках отмены неизбежности смерти
120 лет – не предел! Радикальное продление жизни, как социальная задача.
Человеческому роду всегда было свойственно стремление к преодолению ограничений, к свободе, как возможности самостоятельного выбора. Недаром слово свобода появляется в самых древних человеческих языках, наряду с простейшими понятиями, описывающими окружающий мир.
Это стремление помогло нашим предкам покинуть свою экологическую нишу в Африке и расселиться по всем континентам, оно помогло охотникам и собирателям, преодолеть ограничения ресурсов, и став землепашцами и скотоводами получить время и силы для созидательного труда, создания культуры и цивилизации. Стремление к преодолению ограничений позволило человеку переплыть океаны, научить машины трудиться вместо себя и искоренить рабство, а в XX веке бороться и побеждать в защите своих прав будь то национальных, гендерных или политических.
Как проходил этот процесс? Почему пытавшиеся освободить рабов Спартак или Джон Браун проиграли, а освобождавшие рабов аболиционисты победили? Почему викинги, даже доплыв до Америки, ничего не смогли сделать, а Колумб открыл миру Новый свет?
Нам кажется, что все дело в двух взаимосвязанных блоках. С одной стороны, это экономическая и технологическая готовность общества к очередному этапу преодоления барьеров, а с другой - социальный и политический запрос на это со стороны активной части людей. И один блок без другого не работает.
Несмотря на то, что паровой двигатель и машинное производство были изобретены еще в Древнем мире, а уж в XIX веке, когда боролись за свои права рабы в США, индустриализация была в расцвете, искоренить главнейший позор человечества стало возможным лишь относительно недавно. Это связано с тем, что для людей прошлого ситуации, которые сейчас кажутся нам не мыслимыми, например, то, что есть люди – орудия, люди лишенные свободы насильно была естественной и законной. Не только древние мыслители не ставили ее под сомнение, но и в XIX веке писались научные (!) работы, которые рассматривали стремление рабов к побегу, как психическую болезнь!
С другой стороны, отсутствие экономических условий и технологий даже при наличии огромного желания и запроса тоже терпело крах. Сколько царей и вождей – реформаторов, а также ученых, просветителей (даже наших отечественных народников можно вспомнить) сложило на этом поприще головы – не пересчитать.
Если обобщить, можно выделить четыре главных фактора достижения человеком новой
степени свободы, преодоления очередного рабского ошейника:
1. Теоретическая возможность достижения цели (море можно переплыть, от холода и жары защититься, пищу вырастить – теоретических барьеров, связанных с законами мироздания нет)
2. Объективная потребность в изменениях (нет других, более насущных задач или они менее существенны)
3. Наличие технологического задела (это еще не готовая технология, но некое
доказательство осуществимости, ведь между парусником и современным лайнером, между самолетом братьев Райт и истребителем тысячи удачных и неудачных попыток)
4. Наличие социального и политического запроса – образование группы и даже класса людей, которые не побоятся поднять флаг изменений, даже рискуя, а иногда и жертвуя многим.
Сегодня человечество, как никогда раздвинуло барьеры своей свободы. Преодолены ресурсные и энергетические ограничения, глобализация сделала каждому доступным весь мир. Нормальное питание, кров, образование, да что там говорить даже банальная грамота, которая тоже еще совсем недавно нашими прабабушками и прадедушками считалась признаком избранности – теперь доступны всем. Борцы за права разных групп населения победили, причем так, что мы уже задумываемся не стоит ли защищать других людей от тех, кто сам защищает права определенных групп. Ну и каков итог? Наступил
золотой век и пределом развития в этом столетии станет новый, какой-нибудь 110-ый айфон?
Полагаем, что нет. Более того, каждое развитое общество в истории проходило этап ощущения «головокружения от успехов». Мнение, что все уже открыто и все барьеры преодолены не раз встречалось в истории. Даже официальная наука конца XIX века считала, что наступил предел технологическому развитию, а потом появилась ядерная энергетика, антибиотики, полупроводники, интернет, искусственный интеллект....
Даже при наличии соответствующей технологии и экономической готовности к
изменениям, в такие моменты на первый план выходит наличие социальной и даже политической воли, которые зависят, прежде всего, от ценностей и картины мира. Аппараты тяжелее воздуха не могут летать, женщины не могут быть уравнены в правах с мужчинами, власть должна передаваться по наследству, люди с физическими и психическими дефектами не имеют права на существование – все эти утверждения когда- то были аксиомами, освещенными наукой, религией и социальными институтами, тех времен. Нужно быть очень самонадеянным, чтобы посчитать, что в нашем современном обществе, если посмотреть на него со стороны нет таких утверждений.
Какой же барьер стоит сегодня перед всеми нами? Где рабство, которое незаметно многим, но связывает крепко. Думается, что если в прошлом это были оковы, связанные с пространством и необходимостью преодоления границ «в ширь», то сегодня такими оковами становится для нас не пространство, а время. Для людей прошлого время не имело ключевого значения. Ну если надо строить что-нибудь 500 лет – будем строить 500
лет, то сегодня, философы, коучи и мыслители всех мастей в унисон говорят о том, что время, это самая большая ценность. И чем ценнее оно становится, тем больше его не хватает. Причем, в обозначении ценности времени, как кажется, есть небольшой трюк.
Для нас значимо не время вообще, а наше собственное время – время нашей жизни. Если поставить вопрос таким образом, то наше современное рабство становится очевидным. Что не дает нам получить столько времени, сколько нам необходимо для самореализации, творчества, счастья, наконец? Это старение, следующие за ним болезни и наконец, сама смерть.
Даже сегодня, в эпоху генной инженерии, нейросетей, трансплантации органов и крионики эти слова тяжело писать и думаю многим было тяжело читать (такой холодок по коже, как будто дуновение зимнего ветра).
Это почти тоже самое, что в свое время было сказать, что люди имеют равные права, что земля круглая, что за большим океаном не край земли, а новый континент. Это ощущение прикосновения к границе. А значит мы именно там, где нам нужно!
Давайте проведем краш-тест этой идеи. Прогоним ее по критериям, которые описали выше.
1. Теоретическая возможность. Не вдаваясь в подробности рекомендуем почитать профильную научную литературу. Вывод однозначный – старение и смерть — это эволюционно приобретенные способности живых организмов. Теоретического запрета на бессмертие в биологии нет.
2. Объективная необходимость. Человечество стремительно стареет. По данным ВОЗ к 2050 году число людей, достигших возраста более 60 лет превысит 2 млрд. человек, это каждый четвертый человек на планете. Эти люди не хотят «доживать» они хотят жить, да и общество не готово нести на себе такой социальный балласт. Вместе с общей продолжительностью жизни должен продвигаться вперед и ее активный период. Это вопрос экономики. Есть и другой вопрос. Современные технологии обладают беспрецедентной для человечества мощью. Они способны не только созидать. И чтобы избегать разрушительных последствий, сохранять и преумножать возможности
человечества нужны глобальные проекты, с планом и просчетом последствий не на десятилетия, на столетия. Но, положа руку на сердце, нам не очень интересно, что будет через 200-300 лет, ведь тогда не будет уже ни нас ни наших детей. Новый мир требует новых масштабов планирования, а значит и новых масштабов жизни. Ну и, наконец, не стоит забывать, что стремление к неограниченно долгой жизни, это имманентно присущее каждому из нас свойство. Желание, которое, не находя выхода рационализировалось в веру в жизнь после смерти, в «творческое бессмертие», в стремление остаться в истории или продолжиться в детях. Все эти варианты были нужны для сохранения психического здоровья, да и сейчас, конечно не утратили актуальности. Ведь и рабы придумывали себе обоснования своего положения, зачастую обожествляя господ. Хочется верить что, решая проблему старения населения люди не вернутся к привычным для нашего вида методам (геноцид и массовое истребление «ненужных»), а будут искать другие пути решения.
3. Наличие технологического задела. Современный мир сильно изменился. Новый технологический уклад цифровая, а теперь уже постцифровая революция действительно поставили задачи выживания нас как вида в разряд практически решенных. Нам не грозит голодная смерть, у нас достаточно энергии, мы находимся в относительной (по сравнению с предками) безопасности. У нас есть ученые и биоинженеры, есть копящиеся массивы данных, мы уже научились продлевать жизнь модельных животных. В разработке этих технологий и тюменские учёные имеют хороший задел. Так, например, НИИ Биотехнологии Митокей создало биодобавку в состав которой входят вещества, которые: устраняют возрастные повреждения ДНК, восстанавливают длину теломер. Снижают значение эпигенетического биомаркера старения DNAm FhenoAge. Смещают соотношение фаз клеточного цикла. Другой коллектив под руководством профессора Анатолия Брушкова, академика Владимира Мельникова и Михаила Аверина проводит научные исследования живой бактерии из вечной мерзлоты с сохранившейся ДНК возрастом более 2 млн лет, и её влияния на организм человека в виде восстановления репараций ДНК. Теперь вопрос в том, будут ли эти наработки, как изобретенный в античности паровой двигатель ждать столетия до своего практического применения или мы все-таки будем умнее, чем «в прошлый раз». В тоже время, уже сейчас в медицинском центре «ГЛАВНОЕ ЗДОРОВЬЕ» используя технологию частотно-волнового метода исследования биологических процессов человеческого организма получают точные данные об имеющихся патологических процессах и причинах их поддерживающих. Применение данной технологии позволяет приступить к излечению многих хронических заболеваний и подобрать персональную терапию для пациента.
4. Социальный и политический запрос. А вот здесь начинаются проблемы. Чтобы социальный запрос появился, необходима группа людей, сообщество и даже класс для которых проблема очередного освобождения становится главной на повестке дня. Такие люди «нового времени» появлялись не раз в истории – граждане античных полисов, буржуазия, рабочие промышленных предприятий и т.д. При этом это не просто люди одного социального портрета, а люди, которые ощущают свою принадлежность к сообществу, разделяют его ценности. Как разрозненные индивиды, сегодня представители класса, который изменит будущее, конечно уже есть – сторонники ЗОЖ и здорового питания, биохакеры и приверженцы методик anti age. Вообще все, для кого ценность своего личного времени, здоровья и жизни входит как минимум в один ряд с
другими главными ценностями. Но сформированы ли они, как единое сообщество? Полагаем, что нет.
Вот этого на сегодня, по моему мнению, и не хватает для решительного шага вперед. Сообщества объединяются вокруг ценностей. А ценности формируют культурные и гражданские лидеры. Если бы Гарриет Бичер-Стоу не написала «Хижину дяди Тома», Жюль Верн не воспевал победу разума и науки над слепым роком, если бы Франсуа Пуллен де Ла Барр в своем эссе «О равенстве обоих полов» еще в 1673 году не писал о неравноправном положении женщин, что является результатом их подчинения грубой мужской силе, а вовсе не «предписания природы», многое из того, что сегодня кажется нам очевидным – не случилось бы.
И сегодня, кто-то должен иметь мужество сказать - старение и смерть не «предписание природы», а подчинение слепой случайности эволюции. Особое значение при этом обретают средства культуры и искусства, медиа и социальные сети, личный пример и придание идее официального статуса на государственном уровне.
Мы живем в удивительное время, когда такие возможности не являются фантастикой. Фундаментальная цель национального проекта в области здравоохранения, утвержденного указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. No 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" - увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2030 году. Созданы и действуют многочисленные инфраструктурные площадки, открытые для новых идей и решений. Среди них экосистема Агентства стратегических инициатив, Национальная
технологическая инициатива и другие.
Как же придать идее официальный статус? На наш взгляд достаточно просто. Нужно признать старение – болезнью. Еще в 1903 году лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников в книге «Этюды о природе человека» написал: «Старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую».
Такой же точки зрения придерживается и известный российский геронтолог Алексей Москалев. «Отсутствие старения в перечне заболеваний тормозит целенаправленное создание фармпрепаратов и методов лечения, направленных против старения. Большие игроки на рынке фармакологической продукции признают, что бороться с причиной эффективнее, чем со следствиями. В частности, гендиректор компании AstraZeneca Паскаль Сорио считает старение болезнью, которая настигает нас, даже если мы ведем
рациональный и здоровый образ жизни. Он признает, что эту болезнь надо лечить. Однако пока старение не названо болезнью в ряде официальных правовых документов, препараты для лечения старения просто не получится зарегистрировать и выпустить на рынок. А зачем производить то, что не получится продать?..»
Таким образом, старение следует обоснованно считать болезнью или патологическим состоянием, которое можно и нужно лечить. Ради сохранения здоровья людей всех возрастов, а также для избегания негативных социально-экономических последствий старения необходимо разрабатывать и внедрять диагностику старения, лекарства против старения и антивозрастные процедуры в клиническую практику.
Найдутся ли сегодня те, кто будут иметь мужество поставить на повестку дня вопрос, который мучил человечество с начала времен, поднять руку на оковы, кажущиеся неразрушимыми?
Уверены, что время для этого пришло.
Никто не знает будет ли этот путь успешен, как не знали это и люди, которые жили до нас. Всегда были те, кому уютнее и проще было сказать земля плоская, женщина не человек, самолет не полетит. Будут и сейчас.
Но отвечая себе на вопрос, хотим ли мы принадлежать к последнему поколению рабов или первому поколению свободных, к последнему поколению смертных или первому поколению бессмертных, мы не сомневаемся в ответе.
Авторы:
Виктор Романенко, генеральный директор Центра интегративной медицины «Главное здоровье», кандидат технических наук, член корреспондент РАМТН
Михаил Мельцер, председатель Альянса СО НКО Тюменской области, координатор программы «Социальная технологическая инициатива».